Всяко о(б)суждают многострадального Румату («Трудно быть богом»).

То есть «За завал фронта работ вынести прогрессору Румате выговор с занесением». Ну и заодно земляным червяком, да.

При том, что Румата энд ко — ни в каком месте не прогрессоры, а наблюдатели. Полевые антропологи.
Собирающие материал для теоретиков и проверяющие совпадение предсказаний построенных этими теоретиками моделей с тем, что происходит в реале.

Спасение же грамотеев (ну и прочие носовые платки) не более чем самодеятельность «на местах», на которую смотрят сквозь пальцы.
Причём, подозреваю, это «сквозь пальцы» — во избежание крышесрывных «во время публичной пытки восемнадцати эсторских ведьм приказал своим солдатам открыть огонь по палачам», «поднял восстание мурисских крестьян, штурмом взял два города» да «произвел дворцовый переворот, узурпировал власть, в течение двух месяцев пытался внедрить Золотой Век». Как результатов того, что поначалу вовсе вмешиваться запрещено было.
А так у людей есть отдушина, отдельных людей спасать (во избежание худшего, то есть чтоб не кидались в отсутствии понимания разносить нафиг ситуацию в целом).

То есть как только появляется «Румата — плохой прогрессор» — дальше можно не читать. По вполне очевидным причинам.